Авангардные журналы

Авангардные журналыКниги Сарториса и Гидиона, равно как и работы Ф. Р. Йер — бери, опубликовавшего исследования по истории архитектуры 1920—1930-х годов, безусловно, оказали на архитектурный мир большее воздействие, чем так называемые авангардные журналы предвоенных лет — «Блок», «Ма», «Контимпоранул», «Зенит» и «Де Стейл», чьи малые тиражи редко вызывали отклик у кого-то за пределами круга их постоянных читателей. Международный обмен во многих случаях сводился к переработке и передаче статей, которые уже были опубликованы в других авангардных журналах, что весьма недвусмысленно характеризует их изолированное положение. Губерт ван ден Берг отметил: «Тот факт, что издатель “Де Стейла” ван Дусбург провел большую часть 1920-х годов за границей… тот факт, что он заполнял страницы “Де Стейла” по большей части произведениями иностранных художников и авторов, причем он подчеркивал интернациональный характер издания… все это является, с одной стороны, выражением программного интернационализма и универсализма “Де Стейла” и других конструктивистов. С другой стороны, оно говорит и о локальной, национальной изолированности издания». Тираж «Де Стейла» оценивается в несколько сотен экземпляров. «Эспри нуво» пользуется большим успехом — его тираж составляет около пяти тысяч экземпляров.

С «малыми журналами» 1960-х и 1970-х годов повторилась та же история, что и с авангардистскими журналами предвоенных лет. Интерес к таким изданиям в литературе по истории искусства обратно пропорционален их маргинальности. Признание значимости этих журналов обычно происходит при ретроспективном взгляде на них и связано с той славой, которой достигли творения отдельных мастеров. Их роль для профессиональной практики и для распространения новых идей почти во всех случаях остается под вопросом.

Интересное